Психоз на примере киногероя фильма "Бобер". - Психиатр в Алматы

 Психоз на примере киногероя фильма “Бобер”

Психоз на примере киногероя фильма "Бобер".

Жанр фильма:Драма
Год выпуска: 2011
Режиссер: Джоди Фостер
В ролях:Мэл Гибсон, Джоди Фостер, Черри Джонс, Антон Ельчин, Райли Стюарт, Захари Бут, Дженнифер Лоуренс, Джефф Корбетт, Сэм Бреслин Райт

Фильм на мой взгляд многими не понят. Людей не впечатлило ни игра актеров, ни глубина психоза в сюжете.

В комментариях к фильму зрители писали: «я ждал раздвоение личности, не дождался», «Не хватило мне глубины раскрытия темы. Однобокий это показ. Вариант ли — использование игрушек в терапии депрессивных состояний? как это пришло в голову человеку, далекому от науки психологии? Обычно отказ от игрушки должен происходить постепенно, с чего это вдруг пришло понимание того, что от мохнатого друга надо отказаться именно сейчас, а не потом, через год-другой?», «Казалось бы, что проблема депрессии отсутствует как таковая, ведь герой Мэла Гибсона уж,  на десятой минуте фильма находит одевающийся на руку некий гаджет», «сказочный Бобёр не панацея. Это губительная фантазия, сидящая в каждом из нас, что мол придёт какой-нибудь чебуратор, да разрулит за вас весь бардак. Суть фильма,считаю, показать, что пора бы уже засунуть свою пассивность, страхи и бутылку куда подальше, и начать использовать свои внутренние ресурсы. Если не взять себя в руки, можно так и остаться придаточным организмом (бобра)».

Что увидела я, врач психиатр, лечившая психозы 15 лет?

Психоз на примере киногероя фильма "Бобер".

Я увидела глубоко несчастного человека, находящегося в смятении, страхе, хаосе. Он не может понять, что с ним происходит. Почему вдруг после смерти отца стало так тяжело жить? Почему не хочется работать, думать, заниматься детьми, домашними делами? Состояние полного хаоса. И самое главное как с этим всем справиться?

И вдруг неожиданно становится легко и понятно. Появился удивительный способ общаться с людьми. Все вдруг встало на свои места.

Что же происходит с главным героем?

На мой взгляд, произошло расщепление личности. То самое расщепление, что так неистово ждали зрители. В психике Уолтера появляется некто, по имени Бобер, который взял на себя ответственность за внешние связи. На языке психиатрии это состояние квалифицируется как галлюцинаторно-параноидный синдром с идеомоторными автоматизмами или иначе Синдром Кандинского – Клерамбо. Галлюцинации – это голос Бобра, который разговаривает с хозяином (Уолтером), с другими людьми. Параноид, или четко структурированный бред, Бобер – это друг, он мне помогает, говорит за меня. И психические автоматизмы – чувство, ощущение овладения, «сделанности» собственных мыслей, поступков, действий. Психоз по классике своего развития предполагает сначала голоса – это просто оклики (а они были в фильме), потом отдельные слова, потом разговор, как правило, один голос, он добрый, хороший, сочувствующий, помогающий. Потом добавляются голоса, они становятся злыми, агрессивными, нападающими и требуют от хозяина совершать уже асоциальные поступки. Человек долго сопротивляется, борется с несуществующими голосами, потом сдается и делает то, что ему велят: убивает, калечит, совершает суицид и т.д.

Психоз на примере киногероя фильма "Бобер".

Это то что мы по сути и видим в фильме. С появлением Бобра главному герою резко становится легче, исчезли страх, тревога. Внутренний хаос обрел структуру. Бобер добрый, помогает, дает советы. Но что же потом? Рушится мир, разорваны социальные связи. Усиливаются страх, тревога. Бред – Бобер – уже не помогает. Психотическая отщепленная часть в виде Бобра начинает свою деструктивную функцию. Личность главного героя дробится на части и социальная жизнь уже не возможна.

Как же разрубить этот порочный круг?

Я как врач психиатр в своей практике встречала два пути решения.

Первый, защитить себя, напав на преследователя. К психиатрам попадают после совершения преступления. В моей практике я лечила пациентов, убивших своих матерей, отцов. Я лечила молоденьких девочек, убивших своих новорожденных малышей и более взрослых деток. Это были очень запущенные случаи. Случаи, когда родные чаще не понимали что происходит с их близким. Когда было страшно признать, что с близким что-то не так. Когда бездействие и не желание соприкоснуться с невыносимым приводило к катастрофическим последствиям.

Второй способ – это напасть на себя. Это может быть суицид или как поступил главный киногерой – нанести увечья себе или самоповреждения.

Итак, главный герой, отсек себе кисть, что послужило экстренной госпитализации в психиатрическую лечебницу.

Психоз на примере киногероя фильма "Бобер".

Психика в психозе отчаянно ищет пути исцеления. Психика отчаянно ищет объяснения реальности, осознания внутренней и внешней реальности. Психотический пациент в психозе испытывает ужас, по словам Биона, доходящий до «страха, неминуемого уничтожения». Проективная идентификация, которая ранее помогала в общении и тестировании реальности, начинает использоваться как уничтожение себя и других. Путаница между своим Я и реальным миром усиливается и становится настолько невыносимым, что превращается в тюрьму, из которой невозможно убежать.

В психотерапии психотического пациента мы всегда сталкиваемся с противоречием между влечением к смерти и влечением к жизни. Психотик отчаянно ждет помощи от терапевта, жаждет исцеления, но при это с такой же жадностью уничтожает все попытки терапевта помочь, уничтожает доступное пониманию. Иногда в анализе такой пациент не способен что-то получить и перспектива лечения кажется неблагоприятной.

Но все же нужно помнить что у психотического пациента кроме психотической части Эго есть и непсихотическая, которую пациент или уже имеет в силу врожденных качеств, или приобретает в ходе психотерапии.

В ходе психотерапии мои пациенты начинают понимать и принимать свою психотическую часть. Пациент начинает понимать свои проекции. Вследствие этого они начинают чувствовать себя менее изолированными и преследуемыми. Пациенты научаются мыслить и это уже начало пути к восстановлению расщепленного психотического Эго. Конечно, имеют место регрессы или ухудшения состояния. Так как восстановление Эго пугают пациентов и вновь толкают их применить расщепление и проективную идентификацию. Расщепленный мир усиливает тревогу, от которой пациент убегает. Но затем пациент вновь возвращается к способности мыслить и понимать реальность. Именно вот такие «бега» от ощущения психотического распада до восстановления мышления помогают «склеивать» расщепленные части психотического Я и таким образом, повышается способность психотика выдерживать фрустрации реального мира.

Умение терапевта выносить психотическую захваченность пациента, выдерживать непонимание, которое часто встречается в психотерапии с одной стороны, и признание пациентом своей болезни с другой стороны, делает факт выздоровления психотического пациента возможным. Любое улучшение начинается с признания болезни самим пациентом и факта, что он нуждается в квалифицированной помощи. Так начинается выздоровление.

Смотрите фильм, и жду ваших мнений.

 

С Уважением Татьяна Шамильевна

 

Похожие статьи:

Этапы психотерапии или как жить осознанно.

Как помочь человеку с затянувшейся депрессией или Техники современного психоанализа тяжелых психических расстройств

1 комментарий: Психоз на примере киногероя фильма “Бобер”.

  • Надежда:

    Очень понравился анализ фильма. Никогда не сталкивалась с такими острыми проявлениями психоза, как у героя фильма. Но иногда – на улице, на мероприятиях, в гостях – сталкивалась с людьми, которые были явно не в себе. Это очень угнетает. Ты подсознательно тут же начинаешь защищаться от такого человека.
    В фильме ты ему сочувствуешь, а когда он оказывается рядом, ведешь себя совсем по-другому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Спасибо, что поделились в соц. сетях: