Как помочь человеку с затянувшейся депрессией. Разбор фильма «Призрачная красота». США. 2016г. - Психиатр в Алматы

Как помочь человеку с затянувшейся депрессией или Техники современного психоанализа тяжелых психических расстройств

Предлагаю рассмотреть течение и лечение психотической депрессии на примере художественного фильма «Призрачная красота». США. 2016г.

Разбор фильма «Призрачная красота». США. 2016г. Психиатр в Алматы Фазлеева Татьяна Шамильевна

И начну с подробного  описания главного героя. Мне кажется, то, как его воспринимали другие, оказалось для главного героя катастрофичным. Его способность выдерживать  страдания была явно недооценена. Обычно такие люди выстраивают так называемое «психическое убежище», где много иллюзий и кажется, что страдания нет. Иногда только медикаментозная терапия помогает  «вытащить» таких пациентов из их убежища и позволить начать собственно саму психотерапию, при помощи которой они смогут оплакать собственные потери, научиться любить, не испытывая сильный страх в этих отношениях. Иногда назначить медикаментозную терапию невозможно в силу сильного сопротивления страдающего.

Мы поговорим о том, как можно помочь человеку, который потерял реальность, который никому не верит. Человеку, который страдает, но не может принять помощь.

Современный психоанализ предполагает  такие техники как присоединение, отзеркаливание, трансформация.

Итак.

Разбор фильма «Призрачная красота». США. 2016г. Психиатр в Алматы Фазлеева Татьяна Шамильевна

Фильм начинается с представления главного героя, Говарда, как нового сотрудника рекламного агентства. Мы видим его как энергичного, «заводного» и остроумного.  Он обаятельный и обворожительный.  Говард выглядит счастливым человеком, который явно умеет получать удовольствие от жизни. Он всегда в приподнятом настроении, умеет зажечь других. Он очень общителен, скорее всего, не способен к одиночеству. Высоко ценится своими друзьями. Обычно за таких специалистов держатся, так как он один может сделать кассу компании.

Смею предположить, что  основные защиты Говарда – это отрицание и отреагирование (action out). Он игнорирует печальные чувства и убегает от них. Т.е. избегает все ситуации, вызывающие болезненные чувства. Обычно у таких людей в детстве была непрожитая потеря, не понятая, не замеченная его родителями.  Говард успешно избегает боли при помощи постоянно приподнятого настроения и очарования других.

Разбор фильма «Призрачная красота». США. 2016г. Психиатр в Алматы Фазлеева Татьяна Шамильевна

Так вот, у главного героя умирает его любимая дочь.

Что же происходит с человеком, когда он подвергается сильнейшему стрессу извне?

По закону психологии  — любая

потеря ведет к развитию горя.

Это нормальная реакция личности на потерю.

Горе проходит определённые стадии развития: Отрицание → Агрессия → Торги → Депрессия → Принятие.  В теории они идут один за другим, и каждый из них имеет определенный временной период. В жизни они путаются, переплетаются, но проживаются, сменяя друг друга. Иногда происходит застревание эмоциональных переживаний на той или иной стадии горя. Либо психика оказалась слаба, либо горе слишком сильно, либо и то, и другое.

Разбор фильма «Призрачная красота». США. 2016г. Психиатр в Алматы Фазлеева Татьяна ШамильевнаЕсли немного отвлечься от главного героя, заметим, что у всех его друзей что-то да было в их жизни, что вызывало горечь потери. Один заболел неизлечимой болезнью и готовился к смерти. Другая вдруг обнаружила, что возможность родить ребенка потеряна. Третий переживает развод и разлуку с дочерью. Всем не просто. Но они как-то справляются и продолжают работать, заботится о близких. Так переживается горе, а именно эмоции: печаль, грусть, – в норме.

Главный герой фильма застрял на стадии отрицания.  Говард ни в коем случае не хотел верить  и отказывался признать случившееся с его дочерью. Его депрессия затянулась на долгие два года. Мы видим утяжеление состояния – психотические проявления. Говард теряет реальность и пишет письма на имя Любви, Времени и Смерти.

Коллеги  Говарда все два года терпеливо сочувствовали, сопереживали и ждали, когда Говард придет в себя. Конфронтировали с его убеждениями, взывали к его совести. По сути, они вели себя как психоаналитики с эдипальными пациентами. Но у нас Говард не такой уж и простой пациент. Говард два года в психотической депрессии, без чувства реальности. В его мире нет объектов. Нет людей. Мы это видим на примере, как он общается со своей женой. Она для него чужая женщина. Он одинок в своем горе.

Присоединение.

Помните про письма, которые написал Говард?

Разбор фильма «Призрачная красота». США. 2016г. Психиатр в Алматы Фазлеева Татьяна Шамильевна

Когда к Говарду по очереди пришли Смерть, Время и Любовь и стали с ним общаться, это и есть присоединение. Никто с ним не спорил. С ним разговаривали, как будто действительно есть и Смерть в виде старухи, и Время в виде мальчика, и Любовь в виде молодой красивой девушки. Впервые с Говардом согласились, признали его переживания.

Отзеркаливание.

Наиболее удачное отзеркаливание получилось у Смерти. Ты хотел видеть Смерть, вот она перед тобой. Время хорошо отзеркалило злость. Ты злишься – я злюсь. Любовь добавила зеркало сумасшествия. И мы видим Говард в замешательстве. Он задумался. Он услышал. Он увидел себя злого, безумного, потерявшего Любовь.

Трасформация.

Обычно это слезы. Приходит понимание, что ничего не вернуть, потеря произошла безвозвратно, приходят слезы, слезы облегчения, слезы печали. Вспоминается все хорошее, что связывало с потерей. Человек начинает чувствовать свои силы, приходят мысли о будущем. Говард впервые произнес имя своей дочери, ее диагноз и впервые сказал, что она умерла. На собрании он отдал свидетельство о смерти дочери. Он признал смерть. Он признал реальность.

Что же происходит в психотерапии?

Разбор фильма «Призрачная красота». США. 2016г. Психиатр в Алматы Фазлеева Татьяна Шамильевна

В психотерапии все то же, что и в жизни. В терапии создаются отношения между пациентом и терапевтом, основанные на зависимости и любви. В жизни мы теряем родителей. В терапии – терапевта. Каждый раз, уходя с сессии. Только пережив в настоящем боль от потери, мы сможем пережить боль с прошлого. В жизни мы все переживаем потери. Ребенка лишили маминой груди – ты взрослый, ты можешь кушать обычную еду. Он же пошел в садик и переживает боль от расставания с родными. Чуть позже – потеря зуба и т.д. Мама, родив ребенка, переживает потерю беременности. Ребенок подрос и уже требует самостоятельности – мама переживает потерю симбиотической связи с младенцем.  Потерь в жизни много. Потерю необходимо признать, пережить и найти ей место в душе.  И только так происходит развитие.

Говард на потерю развивает депрессию. Депрессия как защита от печали. Он в панике и ужасе. Он беспомощный перед реальностью потери. Он оказался в ужасающем его одиночестве.

Мы наблюдаем у Говарда затянувшуюся депрессивную реакцию. Понадобились годы, чтобы он начал доверять своим близким. Чтобы он пошел на контакт и услышал, что ему говорят.

Надо отметить, что процесс психотерапии – это медленный процесс. Иллюзии, что вслед за инсайтом следует действие, т.е. изменения, ведут к разочарованию, как терапевта, так и пациента. Давайте будем помнить, что изменение личности – это сложный и потому длительный процесс.

   Смерть и Время вызвали у главного героя сильнейший гнев, ненависть. Смерть и Время сработали зеркалом, чтобы показать те эмоции, которые Говард не осознавал и не признавал. Это то, что делает психоаналитик в анализе. Аналитик, задавая определенные вопросы, как бы говорит пациенту: «Прекрати атаковать себя своими враждебными чувствами. Присоедини их ко мне». [Спотниц].  Через дифференцировку чувств происходит «объектификация Эго». [Спотниц].  Недифференцированные чувства становятся объектифицированными. Пациент начинает отличать себя от других. Другими словами, у него в его мире появляются объекты, другие люди. В фильме мы видим эпизод с женой, когда она из чужой женщины превращается в жену, мать его умершей дочери.

К Говарду пришла Любовь. Вначале она пришла слабой, и ее тут же уничтожили ненавистью. Вновь на первом месте Смерть (желание умереть), Время (отсутствие чувства реальности). Но Любовь возвращается вновь. Происходит просто беседа. Они задают друг другу вопросы. Опять же это помогает вербализовать чувства Говарда.

Начинаем с присоединения – я верю тебе, я с тобой не спорю и отражаю твои чувства.

Неожиданно мы видим Говарда понимающим и восприимчивым. Он услышал.

В любой терапии любого пациента есть период развития любви к терапевту. В терапии доэдипального пациента – это показатель развития объектного трансфера. Обычно пациенты говорят, что они готовы быть рядом с терапевтом все время. Это период, когда пациент доверяет себя терапевту. Говорит на любые темы. Ведет себя на сессиях легко и непринуждённо.

Любовь нам необходима. Это энергия жизни. Любовь нейтрализует агрессию. Любовь интегрирует  Эго. Любовь приносит исцеление. Говард возвращается к жене. Семья воссоединилась. Энергия, которую подавляла печаль, освободилась. Появилась возможность направить её на другие цели. Изоляция превращается в близость. Застой – в продуктивность. 

На этом фильм заканчивается. Говард выздоровел и, будем надеяться, вернулся в жизнь.

С Уважением Татьяна Шамильевна 

Похожие статьи:

Психоз на примере киногероя фильма “Бобер”

Этапы психотерапии или как жить осознанно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Спасибо, что поделились в соц. сетях: